Детские интеллектуальные конкурсы




1

Игра «Проложить маршрут»

Многим знакома игра, в которой каждому требуется составить цепочку слов по принципу чайнворда: последняя буква предыдущего слова должна совпадать с начальной буквой последующего: «береза - акация - ясень - нарцисс - столетник...» и т.п. (например игра "Города"). При этом выбор слов ограничивается какой-нибудь определенной темой, например только названия растений или только названия городов и т. п.

Буквы «ь» и «ъ» в расчет не принимаются - берется буква, которая предшествует им в слове. Кто в течение пяти минут сумеет составить наиболее длинную цепочку слов, тому и присуждается победа в игре.

Игра становится еще более занимательной, когда заранее даются «слово-старт» и «слово-финиш», то есть начальное и конечное слова будущей словесной цепочки. Задача играющих - составить маршрут, найти промежуточные слова между «стартом» и «финишем» в пределах заданной темы.

Допустим, начальное слово - «поезд», а конечное - «станция». Чтобы привести «поезд» на «станцию», можно пользоваться словами только железнодорожного лексикона. В приведенном примере достаточно двух таких промежуточных слов: поезд - депо - откос - станция. Но в иных случаях «маршрут» может оказаться весьма длинным и извилистым.

2

«Две буквы». Выбирая интеллектуальные конкурсы для вечеринки, обязательно обратите внимание на этот вариант. Один участник должен назвать слово (обычно предполагается существительное единственного числа), а следующий человек на две буквы, которыми заканчивается это слово, придумывает другое. Но участникам он его не называет, а пытается объяснить другими словами. Тот, кто понял, что он имел в виду, не говорит ответ, а в свою очередь придумывает новое слово, все также трактуя его другими словами. Суть тут в самих толкованиях, которые зачастую очень забавны, а также в том, что все могут понимать, в чем дело, но никто не может об этом говорить.

[banner_one]{banner_one}[/banner_one]

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Ведущая по очереди задает командам вопрос. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 очко.

1 задание.

✓ Какой герой А. Толстого продал азбуку и купил билет в кукольный театр? (Буратино)

✓ В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)

✓ Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли )

✓ В кого превратился гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена? (В лебедя)

2 задание. Доскажи словечко — назови самых известных литературных героев.

Вопросы для 1-й команды.

Баба- ... (Яга).

Муха- ... (Цокотуха).

Черепаха ... (Тортилла).

Пчела ... (Мая).

Сова ... (Бумба).

Братец ... (Кролик).

Сивка- ... (Бурка).

Вопросы для 2-й команды

Курочка- ... (Ряба).

Крокодил ... (Гена).

Домовенок ... (Кузя).

Почтальон ... (Печкин).

Красная ... (Шапочка).

Кощей ... (Бессмертный).

Старик ... (Хоттабыч).

3 задание. Найди рифму и назови произведение и автора.

✓ Вместо шапки на ходу он надел ... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

Узнать больше
✓ И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула ... (в нос.) (К. И. Чуковский. «Айболит».)

✓ Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка

Золотого ... (петушка).

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

✓ У тебя на шее вакса,

У тебя под носом ... (клякса).

(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

✓ Пошла муха на базар

И купила ... (самовар).

(К. И. Чуковский. «Муха-Цокотуха».)

✓ Кот кататься не привык,

Опрокинул ... (грузовик). (А. Барто)

4

Развлечение “Тест”

Вот забавный тестик для всех. Читайте все по порядку, не забегайте вперед. Это займет примерно 3 минуты. Но это того стоит. От всего этого отдает некой таинственностью. Для начала возьмите листок бумаги и ручку. Когда вас попросят выбрать имена, будьте уверены, что этих людей вы действительно знаете и следуйте своему первому побуждению.
1. Запишите числа от 1 до 11 в колонку (одно под другим).
2. Затем напротив чисел 1 и 2 напишите любые два числа, какие хотите.
3. Напротив чисел 3 и 7 напишите имена персон противоположного пола.
4. Напишите любые имена (например, друзья или родственники) в 4, 5 и 6 строчках. Не обманывайте, иначе вы будете разочарованы тем, что сделали!
5. Напишите названия четырех песен в 8, 9, 10, 11 строках.
6. Наконец, загадайте желание!
А вот и ключ к этой игре.
1. Вы должны рассказать людям (стольким, какое число написали во 2-ой строчке) об этой игре.
2. Человек из 3-ей строчки – тот, кого вы любите.
3. Человек из 7-ой строчки – тот, кто вам нравится, но ничего с этим человеком у вас не выйдет.
4. Больше всего вас заботит человек из 4-ой строчки.
5. Человек из 5-ой строчки – тот, кто знает вас очень хорошо.
6. Человек из 6-ой строчки – ваша счастливая звезда.
7. Песня из 8-ой строчки подходит к персоне из 3-ей строки.
8. Название песни из 9-ой строки – для человека в 7-ой.
9. В 10-ой строчке песня расскажет вам о том, что происходит в вашей голове (в вашем уме).
10.А 11-ая строчка расскажет вам, как вы чувствуете себя в жизни!

5

РАЗМИНКА. КОНКУРС ВОПРОСОВ.
В этом конкурсе каждая команда будет отвечать на вопросы. Каждой команде будет задано по 10 вопросов , кто больше даст правильных ответов тот и выиграл. Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда подсказывает, выкрикивает ответы, то у нее появляются штрафные очки и она не сможет выиграть в конкурсе.

Команда 1:

Сколько месяцев в году? (12).
Назови соседей числа 5. (4 и 6 )
Корова в детстве? (теленок).
Назови четвёртый день недели..( четверг)
Дом автомобиля? (гараж).
В какое время года появляются подснежники? (весной).
Зимой и летом одним цветом? (елка, сосна).
Какой гриб назван именем животного? (лисичка).
Какое число стоит за числом 8?
Какое число состоит из 4и 3?
Команда 2:

Сколько дней в недели? (7)
Какое число стоит перед число 3? ( 2)
Какую птицу можно назвать строителем домов? (дятел)
Собака в детстве? (щенок)
Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
Первый месяц года? (январь)
У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрат)
Назови соседей числа 7. ( 6 и 8)
Какой сегодня день недели?
Какое число состоит из 2 и 4?

Лучшие интеллектуальные конкурсы для детей



«Пантомима»
Одной из самых интересных и распространенных игр для веселых компаний является «Пантомима», ее еще ошибочно часто называют «Крокодил» (на самом деле это схожая, но все же другая игра). Количество игроков не слишком принципиально, но лучше иметь четное число – 4, 6, 10 и т.д.

Участники делятся на две команды.
Между командами происходит жеребьевка – определяется, какая первой будет задавать слово, а какая отгадывать;
Участники загадывающей команды выбирают одного из игроков команды соперников и загадывают ему слово, которое теоретически можно объяснить жестами (но это должно быть не сложно).
Задача активного игрока – объяснить своей команде заданное ему слово при помощи мимики, жестов, поз и прочей пантомимы.
Если команда сумела угадать слово, она получает призовое очко (или не получает, если не угадала) и затем загадывает свое слово одному из участников команды соперника.
Для того чтобы сделать игру более веселой можно загадывать не одно, а несколько слов или устойчивое выражение, фразу, например «вождь мирового пролетариата», «хороший, плохой, злой», или слова, требующие от активного игрока недюжинных способностей в пантомиме – «дивергенция», «теолог», «Шуб Ниггурат». Конечно, стоит учитывать способности и познания собравшихся игроков.
Игру также можно усложнить, ограничив пантомиму таймером или количеством попыток отгадать слово.
По результатам игрокам (в зависимости от возраста) можно выдавать сладкие призы или наоборот штрафные рюмки проигравшим по количеству очков.

7

Смесь бульдога с носорогом

Итак, разыгрывается первое задание. Мы его назвали «Смесь бульдога с носорогом». Даны три слова: «озеро», «карандаш» и «медведь». Составьте предложение, в состав которого входили бы эти слова. [Дети в обеих командах поднимают руки, по очереди отвечают.)

8

Вспомни детали.

В комнату заходит ведущий, в руках вещь, он на короткое время ее показывает, делает отвлекающие движения и прячет ее.
Участники должны вспомнить как можно больше деталей.

9

Кто самый смекалистый?

1. Общее между Ш. Холмсом, И. Сталиным. (Трубка)

2. Сплюснутый квадрат. (Ромб)

3. Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем)

4. Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш)

5. Скрипичный, водяной, замочный... (ключ)

6. Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист)

7. Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же отец первого летчика. (Дедал)

8. Получеловек, полулошадь. (Кентавр)

9. Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)

10. Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген)

11. Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)

12. Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I)

13. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

14. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)

15. Какая река самая «страшная»? (Река Тигр)

16. Какой месяц короче всех? (Май — три буквы)

17. Где край света? (Там, где начинается тень)

18. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)

19. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)

20. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)

21. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)

22. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить)

23. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

24. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)

25. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

26. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

27. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)

28. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

29. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь)

30. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла 300 метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана)

31. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почта)

32. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана)

33. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым)

Ведущий: Молодцы. Жюри подсчитает, в какой команде больше правильных ответов или ответов, близких к истине, которые жюри засчитало правильным ответом.

10

Игра «Да – нет»

Вопросы первой команде:

1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трёх? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. Земля квадратная? (нет)
7. У квадрата четыре угла? (да)
8. Один меньше, чем много? (да)
9. Весами измеряют температуру? (нет)
10. Есть ли числа больше, чем тысяча? (да)
×××
1. «А» — последняя буква в алфавите? (нет)
2. Звук «М» — гласный? (нет)
3. В слове может быть только один ударный звук? (да)
4. Названия городов пишутся с маленькой буквы? (нет)

Вопросы для второй команды:

1. Десять – это один десяток? (да)
2. Неделя начинается со вторника? (нет)
3. У восьми собак восемь хвостов? (да)
4. У треугольника два угла? (нет)
5. У большого льва четыре лапы? (да)
6. А у маленького льва три лапы? (нет)
7. У курицы два хвоста? (нет)
8. Градусником измеряют длину? (нет)
9. Может ли быть пятница после четверга? (да)
10. У пятиугольника шесть сторон? (нет)
×××
1. «Я» — первая буква в алфавите? (нет)
2. Предложение всегда начинается с большой буквы? (да)
3. Ударный звук всегда гласный? (да)
4. Имена людей всегда начинаются с заглавной буквы? (да)

Молодцы справились со всеми вопросами! Жюри подводит итоги.

[banner_two]{banner_two}[/banner_two]

НЕВПОПАД
Ведущий обращается то к одному, то к другому из присутствующих с вопросами. Играющий, которому задан вопрос, должен ответить что-нибудь, не имеющее отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Вам нравится вечер отдыха?», а ему отвечают: «Я был в кино» и т.д. Тот, кто ответит на этот вопрос «да» или «нет», или «не нравится», отдает ведущему фант. Игра проводится в быстром темпе. Если ведущий не услышал ответа на счет «раз, два, три», он берет с проигравшего фант. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Ведущий старается запутать игроков. Например, он спрашивает у одного человека: «Вам нравится наша вечеринка?» Тот отвечает: «Погода плохая». Ведущий: «Плохая погода? Раз, два…» Играющий: «Да». Вот тут с него и берется фант.

12

“Угадай мелодию”! Прозвучат фрагменты песен из любимых мультфильмов, а вы отгадайте из каких именно.

Звучат музыкальные фрагменты:

“Бременские музыканты” (“Такая, сякая сбежала из дворца…”)
“Чебурашка и крокодил Гена” (“ Я был, когда странной, игрушкой безымянной…”)
“Ну, погоди!” ( “Расскажи Снегурочка…”)
“Незнайка в Цветочном городе” ( “В траве сидел кузнечик..”)
“Каникулы Бонифация” (“Чунга-Чанга”)
“Как Львенок и Черепаха пели песню” (“Я на солнышке лежу…”)
“Летучий корабль” (“ Ах, если бы мечта сбылась…”)
“Чебурашка и крокодил Гена” ( “ Пусть бегут неуклюже…”)
“Зима в Простоквашино” ( “Если б не было зимы…”)

13

Я сейчас загадаю каждой команде по загадке, а должны ее угадать! Кто знает ответ, поднимаем руку. Слушаем загадку до конца. Если команда не знает ответа, есть шанс у другой команды ответить на вопрос.

(загадки)

1. Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надёжный, верный друг.

(Чиполлино).

. Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

(папа Карло).

.Мой вопрос совсем не трудный,

Он – про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

(Гудвин).

.Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

(«Колобок»)

..А дорога далека, а корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь»)

.Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

.. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка.

(«Снегурочка»).

По тропе шагает бодро, сами воду тащат ведра.

(«По щучьему веленью»)

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

(«Волк и семеро козлят")

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме дом, в конце концов, стало множество жильцов.

(«Теремок»)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала.

Кто читал такую книжку, знает девочку малышку.

(«Дюймовочка»)

Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросил.

Кого-то поймает и что-то попросит.

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом.

Но только не новым, а старым разбитым.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

14

Интеллектуальные конкурсы
Перевертыши

Ведущий предлагает гостям произнести' привычный, знакомый текст пословицы взамен тому, который прозвучит:

1. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят... (Дареному коню в зубы не смотрят.)

2. Учиться нужно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи — век учись!)

3. Если взялся за какое-то дело, доводи его до конца, даже если это сделать трудно! (Взялся за гуж:, не говори, что не дюж!)

4. Неприятность, беда случаются обычно там, где что-нибудь ненадежно, непрочно. (Где тонко, там и рвется.)

5. Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться. (Как аукнется, так и откликнется.)

6. Не берись за незнакомые дела. (Не зная броду, не суйся в воду.)

15

Игра «Обезьянка»

Интеллектуальные игры для детей
Обезьянничать не всегда плохо! Источник фото

Возрастная категория: дети дошкольного и младшего школьного возраста

Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений

Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».

Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.

Интересные интеллектуальные конкурсы для детей



Мюнхгаузен
Две команды. Каждая придумывает невероятную историю
и убедить соперников, что это произошло на самом деле,
ответив на все их вопросы и контраргументы.

17

Веселая игра. Для проведения следующей игры вам понадобятся яблоки, апельсины, морковь, помидоры и другие фрукты-овощи. На середину стола перед всеми участниками ставите большую черную коробку (плотно закрытую), внутри которой лежит какой-нибудь предмет, например, скалка. Условия конкурса достаточно просты: вы даете обеим командам первый вопрос, ответ на который лежит в черном ящике. Если команды не отгадывают сразу, то ведущий предлагает каждому участнику съесть по одному фрукту и овощу, за что ведущий зачитывает свой следующий вопрос. Так продолжается до тех пор, пока одна из команд не отгадает слово. Вот варианты вопросов для загаданного выше слова "скалка":
1) Этот предмет есть в каждом доме, но им не так часто пользуются.
2) Этот предмет бывает разных размеров, различных цветов и форм.
3) В руках опытной женщины этот предмет может доставить удовольствие и самой женщине, и ее семье.
4) Иногда этим предметом пользуются особо хозяйственные мужчины.
5) Даже при большой желании этот предмет не купишь в аптеке или ларьке "Союзпечать".
6) Этот предмет в руках женщины может превратить в страшное оружие на нетрезвую голову.
7) Без этого не испечешь пирога.

[banner_three]{banner_three}[/banner_three]

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Этот конкурс поможет игрокам испытать себя в качестве детективов, разыскивающих людей. Для победы в нем участники должны обладать зрительной памятью, чтобы восстановить образ человека из деталей фоторобота.
К проведению этого конкурса нужно заранее подготовиться. Ведущий с помощниками рисует на карточках возможные варианты причесок, овала лица, формы глаз, губ, ушей. Комплектов для фоторобота должно быть два – по одной на каждую пару участников. Для проведения конкурса выбирают четверых игроков, из них формируют два тандема «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Элементы фоторобота понадобятся им для составления портрета конкретного человека, выбранного из числа присутствующих на вечеринке, и обладающего хорошим чувством юмора. Дуэты играют по очереди, и пока первая пара создает фоторобот, соперники ожидают в другом помещении. Хотя можно на время работы первой пары просто завязать им глаза. Новоиспеченным сыщикам показывают одного из гостей, разрешая посмотреть на него секунд 10-20. Далее им нужно будет по памяти, не подглядывая, составить из полученных карточек для фоторобота его портрет. Время составления фоторобота ограничивают одной минутой. Когда портрет готов, в игру вступает вторая пара детективов. Они по фотоработу пытаются отыскать среди гостей того, чей портрет собрала первая пара игроков. На это тоже выделяется 2-3 минуты. Затем вторая пара работает над фотороботом, уже другого гостя. Победа присуждается команде, чей фоторобот позволил соперникам быстро узнать «разыскиваемого» человека. Критерии определения победителя лучше сохранять в секрете от конкурсантов, тогда все будут играть честно.

19

Я предлагаю детям сыграть в простую игру: я загадываю число от 1 до 10, они должны попытаться отгадать это число - разрешено задавать мне любые вопросы, на которые я буду отвечать "Да", "Нет" или же "Ну-ну-ну", если на вопрос нельзя ответить "Да" или "Нет".

Примечание 1: среди детей не должно быть никого, знакомого с алгоритмом двоичного поиска - если есть такая возможность, это желательно выяснить заранее и, если такие дети найдутся, отстранить их от этой игры.

Примечание 2: если дети случайно отгадали число с первой-второй попытки, я не сообщаю им об этом и "перезагадываю" число - важно, чтобы прежде чем дети добъются успеха, ими были сделаны хотя бы 5-6 попыток.

После того, как дети отгадают число, я говорю им: "Молодцы, очень хорошо... А теперь попробуйте отгадать число от 1 до 1000 !" Как правило, дети начинают либо паниковать, либо возмущаться (либо и паниковать, и возмущаться): "Да разве мы сможем это сделать ?! Это же придётся полдня гадать !" Впрочем, наиболее смелые могут попробовать - я даю им возможность задать 10-15 вопросов, чтобы продемонстрировать, что их способ неэффективен. Тогда я предлагаю им (как вариант - на спор) отгадать число от 1 до 1000, задав не более десяти вопросов. Что и делаю, используя метод двоичного поиска (последовательного деления поля поиска пополам):

Это число больше 500 ? Нет.

Больше 250 ? Да.

Больше 375 ? Нет.

Больше 322 ? Да.

Больше 348 ? Нет.

Больше 335 ? Да.

Больше 342 ? Да.

Больше 345 ? Да.

Больше 347 ? Нет.

Это 346 ? Да !

Как видите, 10 вопросов было вполне достаточно. Затем я обсуждаю с детьми, почему их способ угадывания чисел был неэффективным, а использованный мной - эффективным. Если кто-то дойдёт самостоятельно - хорошо, если же нет - я наглядно (начертив числовую прямую и, если надо, объяснив им, что это такое) объясняю им, что они действовали "методом тыка" - каждый их вопрос сокращал область поиска (область поиска или поле поиска - область, в которой может лежать искомый ответ) лишь на одну позицию, т.е. после каждого вопроса, который не привёл к успеху, область поиска почти не уменьшалась - такой способ поиска и такие вопросы мы назовём слабыми

20

Окружающий мир
1. Игра «Вершки и корешки». Участникам выдаются на столы овощи без ботвы. Ведущий, показывая ботву, говорит: «Вершок, вершок, где твой корешок?». Дети поднимают выбранные овощи. Кто подберет правильно, получает очко.

Игра продолжается дальше.

(Варианты овощей: картофель, морковь, свекла, репа, кабачок, лук.)

2. Конкурс «Кто где живет?» Вспомнить название жилища следующих животных:

— собака (конура);

— свинья (свинарник);

— лошадь (конюшня);

— корова (хлев).

3. Конкурс «Домашние и дикие животные». Участникам на команду выдаются две карточки: «домашнее животное» и «дикое животное». Ведущий называет животное. Команда, посовещавшись, определяет его принадлежность к той или иной группе и поднимает соответствующую карточку.

(Варианты животных: медведь, баран, овца, коза, лиса, лошадь, корова, заяц, кролик, белка, соболь, куница, зубр, волк, бобр.)

4. Конкурс «Определи прибор». Отгадать загадки о приборах, используемых в жизни человека. (Участникам каждой команды выдаются барометр, часы, компас.)